Ученые СПбГУ определили почвы, из которых было построено дерево‑земляное сооружение Меншикова бастиона Петропавловской крепости
Почвоведы Санкт-Петербургского университета изучили почвы дерево‑земляного Меншикова бастиона на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Оказалось, что древесине, из которой был сооружен бастион, уже более 500 лет.
История Санкт-Петербурга началась 27 мая 1703 года, когда на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая дерево-земляная крепость. На фоне продолжавшейся Северной войны было важно быстро закрепиться на территории современного Петербурга, поэтому в кратчайшие сроки появилось укрепление, в разработке плана которого принимал участие сам Петр Великий. Перестройка крепости в камне началась в 1706 году, в результате чего остатки дерево-земляного укрепления оказались погребены под слоем насыпного грунта, что создало благоприятные условия для консервации сооружения.
Результаты исследования представлены на конференции «Современный музей городской археологии. Проблемы и перспективы создания».
В 2016 году на территории Меншикова бастиона Петропавловской крепости проводились противоаварийные работы, во время которых и были обнаружены фрагменты дерево-земляной крепости. В 2017 году начались раскопки, руководитель которых, научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Владимир Кильдюшевский, пригласил к работе по исследованию бастиона почвоведов Университета.
Для нас как для почвоведов особый интерес представляли использованные для обкладки земляной крепости торфяные и дерновые блоки, так называемые земляные кирпичи — источник информации о природной среде объекта.
Профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ Алексей Русаков
«Традиционно палеопочвоведы изучают почвы in situ, то есть в месте их образования, так достигается наибольшая точность в интерпретации их генезиса и свойств. Нам удалось изучить вал, сложенный из срезанных и перемещенных слоев почвы размером 40*20*10 см, уложенных травой вниз и скрепленных между собой ивовыми кольями», — пояснил профессор с возложенными обязанностями заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ Алексей Русаков.
Радиоуглеродный анализ древесины Меншикова бастиона в лаборатории геоморфологических и палеографических исследований полярных регионов и Мирового океана СПбГУ позволил достоверно определить, что найденные во время раскопок образцы древесины из укрепления имеют возраст приблизительно 510 лет с возможной погрешностью в 70 лет, обусловленной особенностью применяемых методов.
Как отмечают ученые, труднодоступность погребенных почв для изучения связана с особенностями строения техногенных грунтов Санкт-Петербурга. Поскольку жителям города постоянно приходилось «отвоевывать» его у моря, во многих районах наряду с культурным слоем имеется мощный слой насыпного и намытого грунта. Так, Заячий остров — один из наиболее искусственно приподнятых районов города.
Формирование иловато-перегнойного и перегнойно-торфяного материала исследованных почв происходило в условиях регулярной аккумуляции свежего минерального материала, что соответствует условиям почвообразования на низких регулярно затапливавшихся невских островах. В найденных учеными СПбГУ образцах сохранились следы деятельности почвенной биоты, фрагменты хитинового покрова беспозвоночных и семян.
Специалистами СПбГУ и Института географии РАН был изучен состав сохранившихся в почве биоморфов (пыльцы, спор, фитолитов). По результатам анализа можно сказать, что изученные почвы формировались преимущественно под растительностью заливных лугов, прибрежных ивняков. На окружающей территории господствовали елово-березово-сосновые леса с примесью ольхи. В изученных образцах были обнаружены следы культурных злаков и сорных растений, что характерно для исследуемой территории, уже частично освоенной людьми к тому времени.
«Кроме того, археологи Института истории материальной культуры РАН передали нам уникальный образец грунта с подошвы сапога, найденного при раскопках. По нашим оценкам, грязь с этого сапога — засохший ил. Так, в месте строительства, вероятно, существовала прибрежная тростниковая заросль: строитель прошел там, и ил прилип к подошве», — рассказала аспирант кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ Мария Федорова.
Уникальность этих образцов в том, что они показывают состояние почвенного покрова на территории устья реки Невы в начале XVIII века, до основания города и активного антропогенного воздействия. Археологические работы на этой территории дают возможность изучить почвенный покров допетровского времени, что представляет особый интерес для ученых.