«Нужен опыт акклиматизации к российской системе образования»: на Форуме труда обсудили пути интеграции вузов новых регионов
На полях Форума труда состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы интеграции университетов новых российских регионов в систему образовательных институтов России», в котором приняли активное участие универсанты.
Процесс интеграции новых регионов остается очень сложным. Поэтому модератор дискуссии, профессор СПбГУ Павел Дерюгин (кафедра прикладной и отраслевой социологии) предупредил, что от участников дискуссии ждут конкретных рекомендаций для вузов новых территорий и образовательных структур Российской Федерации.
Заведующая кафедрой социально-философских наук и массовых коммуникаций Севастопольского государственного университета Ольга Ярмак посвятила свое выступление принципам формирования нового человеческого капитала в происходящих интеграционных процессах. Спикер призвала уделять больше внимания развитию социального капитала.
Нельзя ограничивать выбор человека. Неважно, куда забросит человека судьба, но он должен знать, откуда он, и помнить свои корни. Нам предстоит выстраивать нового человека и формировать сети доверия и внутри страны, и за ее пределами.
Заведующая кафедрой социально-философских наук и массовых коммуникаций Севастопольского государственного университета Ольга Ярмак
Доцент Донецкого национального университета Олег Онопко, используя теорию «эпистемных сообществ» Питера Хааса, рассказал о том, как вузы новых регионов становятся интеллектуальными центрами и формируют сообщества экспертов, которые помогают решать проблемы функционирования регионов.
О проблемах системы высшего образования своего региона, которые возникли в новых условиях, рассказала доцент Луганского государственного педагогического университета Оксана Дибас. В их числе — сложности с признанием дипломов и ученых степеней, полученных луганскими исследователями после 2016 года, узкая сегментация существующих в ЛНР диссертационных советов и трудности защиты диссертационных работ луганских исследователей в российских вузах в связи с необходимостью иметь публикации в рейтинговых изданиях.
«У нас есть свои журналы ВАК, — пояснила Оксана Дибас. — Но на данный момент неизвестно, как они будут приниматься в РФ, что будет с ВАКом нашей республики». По мнению спикера, необходима консультационная помощь для прояснения требований к рейтингам и грантам. «Нам очень нужен опыт акклиматизации к российской системе образования», — подытожила Ольга Дибас.
Доцент СПбГУ Людмила Марьина (кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций) рассказала об успешном сотрудничестве с Севастопольским государственным университетом и об опыте СПбГУ в подготовке студентов из Донецка. «Здесь сейчас присутствует бакалавр СПбГУ четвертого курса Елизавета Краснянская из Донецка, — привела пример Людмила Марьина. — Два года назад нашу магистратуру окончила Надежда Ландина, которая сейчас работает специальным корреспондентом телеканала "Юнион" в ДНР».
Также Людмила Марьина поделилась опытом успешного выступления студентов вузов новых регионов в конференциях и конкурсах, которые организует СПбГУ. Молодые исследователи севастопольских, луганских и донецких вузов участвуют в конференциях, побеждают в конкурсах, публикуются в сборниках конференций, которые проводит Университет. «Человеческий капитал в лице профессорско-преподавательского состава работает на общее дело укрепления сотрудничества, продуктивного расширения и интеграции образовательных проектов новых регионов в новой геополитической ситуации», — считает Людмила Марьина.