Гендиректор ГК «Геоскан» Алексей Юрецкий: «В Университете прививается фундаментальный, системный подход к работе»
В разработке беспилотных летательных аппаратов участвуют эксперты из самых разных областей — от физики и материаловедения до работы с искусственным интеллектом. Но чтобы успешно работать в этой сфере, каждому из них важно понимать, как будут применяться в реальной практике результаты его деятельности.
О сотрудничестве с СПбГУ в организации студенческих практик рассказали выпускники Университета: генеральный директор группы компаний «Геоскан» Алексей Юрецкий и ее учредитель Алексей Семенов.
В 1986 году вы окончили физический факультет Ленинградского университета. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об учебе. Чем вы больше всего гордитесь, являясь выпускником Университета? Чему вам удалось научиться за эти годы и как приобретенные знания помогают вам в текущей работе?
Учредитель группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов: Нас очень хорошо учили. Дали фундаментальное образование, научили понимать суть вещей, строить простые и корректные модели в очень многих областях. Теперь это дает возможность видеть немного дальше, браться за более сложные задачи, идти к цели немного быстрее — а это и определяет потенциал развития бизнеса.
И, наверное, главное — заложенное тогда образование позволяет понимать профессионалов, ставить вместе с ними амбициозные, но реализуемые задачи, создавать для них комфортные условия работы. И отличать профессионалов от непрофессионалов.
Гордость — не совсем правильное слово. Я благодарен Университету за то, что он провел меня по одной из самых крутых траекторий развития, которые только возможны.
Группа компаний «Геоскан» сотрудничает с Университетом по широкому спектру направлений: выполняет аэрофотосъемку баз полевых практик для обновления карт, занимается разработкой заданий для олимпиад школьников и студентов, проводит мастер-классы для обучающихся, участвует в Днях карьеры. В каких еще направлениях, на ваш взгляд, может развиваться взаимодействие?
Направлений действительно много, но сейчас на первый план для нас выходят такие форматы взаимодействия, которые позволят совместно с Университетом решать задачи по разработке в сфере беспилотников. Именно технологическое развитие позволяет нам создавать современные продукты. Нам интересны темы роевого взаимодействия дронов, задачи по техническому зрению и использованию нейросетей на борту беспилотников, и основным партнером в этих задачах для нас выступает научно-образовательный центр «Математическая робототехника и искусственный интеллект».
Известия: «Слышу цель: дрон найдет потерявшихся в лесу людей по крику»
Расскажите, пожалуйста, о том, как в ГК «Геоскан» организованы студенческие практики. Начиная с какого курса обучающиеся могут в них участвовать? Какие поручения им даются?
Практики и стажировки для студентов мы запустили году, наверное, в 2018. Однако первые несколько лет мы не очень понимали, как достичь тех целей, которые мы перед собой ставили, а именно: как привлечь заинтересованных ребят, а затем по возможности удержать их в компании для последующего роста.
Идеальную формулу предложили наши сотрудники, которые относительно недавно сами прошли путь от студенческой практики до трудоустройства в компанию. Формула оказалась довольно простая, вот ее слагаемые.
Во‑первых, это интерес к тому, что разрабатывается в компании. Обязательно неподдельный. Поддельный интерес быстро выявляется, и на нем у нас далеко не уедешь.
Во‑вторых, необходима возможность выбора направления стажировки и смены этого направления. Условно: можно прийти на стажировку программистом, а стать конструктором, и наоборот. Мы считаем, что это нормально, когда ребята еще плохо понимают, чем хотят заниматься, особенно на младших курсах (мы принимаем студентов уже со второго курса).
Мишустин призвал усилить защиту национальной цифровой инфраструктуры
Наконец, в‑третьих, ограничения по времени — у стажеров и практикантов есть не более трех месяцев, чтобы показать реальный результат в прикладной задаче. Если есть желание работать и достижения, то имеете все шансы стать нашим сотрудником.
С прошлого года мы создали специальное подразделение — студенческое конструкторское бюро, чтобы систематизировать процесс работы с юными специалистами от начального собеседования до выпускного. Выпускным собеседованием является переход студента из «Студ КБ» во «взрослое» подразделение разработки или производства.
На текущий момент в списке желающих на стажировку у нас постоянно висит несколько десятков заявок, каждый кандидат заполняет анкету, которая позволяет нам лучше понять мотивацию и предметную область интереса. Собеседования в «Студ КБ» проходят каждую неделю, но, как я говорил выше, берем мы далеко не всех, а только самых мотивированных.
Доводилось ли лично вам за всю вашу карьеру проводить практику для студентов? Поделитесь своими впечатлениями.
Не могу похвастаться богатым опытом проведения практик, но пара студентов точно получали от меня задачки во время стажировок. Основное впечатление, которое осталось, — это удивление от незнания каких‑то вещей, которые на тот момент казались мне очевидными. Я не делал скидку на отсутствие опыта, и это выливалось в эффект завышенных ожиданий от возможных результатов.
Проектирование и выпуск беспилотников — новая, но перспективная область, которая оказалась востребована во многих сферах деятельности, это и геологоразведка, и картография, и мониторинг строительства, и наблюдение за сельскохозяйственными землями. Какие специалисты требуются для выполнения этих работ?
Безусловно, развитие беспилотников — это во многом про физику, математику и материалы. В реальных задачах технологии требуют междисциплинарного подхода. Например, вы начинаете строить модель для управления группой дронов и сразу упираетесь в необходимость создания точной математической модели отдельного дрона, формулировки требования к системе связи, которая обеспечивает управление этой группой, а также другие проблемы.
Студенты СПбГУ каких направлений обучения проходят практику в ГК «Геоскан»? В каких проектах они принимают участие? Приведите, пожалуйста, несколько примеров, когда обучающиеся смогли внести реальный вклад в ходе рабочего процесса. Какие ценные знания им удается приобрести во время практической работы?
Сейчас основной поток заявок в «Студ КБ» поступает от студентов СПбГУ, которые так или иначе имеют отношение к программированию и теории управления. Так, например, один из универсантов сейчас работает над совершенствованием алгоритмов работы нашей ультразвуковой системы навигации в помещении «Геоскан Локус». Данная система является ключевым элементом нашего робототехнического полигона, на котором мы проводим соревнования с использованием дронов и наземных роботов.
Был интересный пример, когда студент матмеха пришел в нашу команду по шоу дронов и прошел там стажировку, участвуя в работах по подготовкам к запускам шоу вместе с командой. А когда узнал о создании у нас нового направления по разработке малых космических аппаратов (МКА), то очень захотел включиться именно в космическую тематику. Сейчас он является нашим главным «связным» с космосом — отвечает за управление нашими аппаратами на орбите, обеспечивает сеансы связи, обновляет полетные задания, скачивает данные с МКА и выполняет другие работы.
Какие качества, на ваш взгляд, отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?
Я не готов утверждать, что четко вижу отличия сейчас, но могу сказать о том, что хочется видеть. От универсантов ожидаешь высокого уровня осознанности и развитого умения «видеть лес за деревьями», поскольку в моем понимании именно в Университете прививается необходимая широта взгляда на проблему, в какой бы области мы эту проблему ни рассматривали, и фундаментальный, системный подход к работе.
Как вы оцениваете уровень подготовки студентов СПбГУ и их готовность к выходу на рынок труда? Есть ли универсанты среди ваших сотрудников?
Сейчас сложно дифференцировать студентов из СПбГУ от обучающихся других ведущих вузов, возможно, выборка пока еще недостаточна. Кроме того, уровень подготовки не дает гарантии в получении хорошего результата, определяющей является личная мотивация, наличие собственных проектов или другие факторы.
В настоящий момент у нас работает 40 выпускников СПбГУ. У меня нет точной статистики по факультетам, но думаю, что половина из них — это физфак, матмех и ПМ‑ПУ, что вполне естественно для технологической компании. Я бы добавил, что факт обучения в СПбГУ важен на входе в компанию, это точно «добавляет баллов» при рассмотрении резюме. А дальше мы уже работаем как одна команда и в зачет идут результаты, а не дипломы.